Много написано о событиях, которые происходили в конце 80-х годов прошлого столетия.
Вообще Каменский район, далёкий от Тирасполя и не очень большой, имеет как свои плюсы, так и минусы. Это родина четырех Героев Советского Союза и семи Героев Социалистического Труда. Именно в этом районе на партийной конференции впервые в истории компартии Молдавии первого секретаря райкома, рекомендованного «сверху», не избирали в состав нового райкома партии. Все в Кишинёве удивлялись, как в таком тихом и красивом районе это произошло.
Каменский район один из немногих, расположенных на двух берегах Днестра.
Я об этом пишу, чтобы читатели поняли, как сложно было строить работу, когда половина населения не хотела или не могла понять живущих на левом берегу Днестра.
После того, как в печати были опубликованы проекты законов Молдавской ССР «О статусе государственного языка МССР», «О функционировании языков на территории МССР», «О возврате молдавскому языку латинской графике» русские, украинцы, молдаване, живущие в городах и сёлах левобережной Молдавской ССР почувствовали себя обделёнными, ведь в соответствии с этими законами русскому языку было отказано в статусе языка межнационального общения. И 21 августа 1989 года трудовые коллективы Приднестровья объявили забастовку. В Каменке в е поддержали работники предприятия по ремонту и обслуживанию техники. Председателем стачечного комитета был избран слесарь-инструментальщик Юрий Григорьевич Колесник. Это было 28 августа.
Вскоре с коллективом встретились руководители района.
После выступления председателя райисполкома В.И. Панфиле Ю.Г. Колесник пояснил, что побудило коллектив объявить стачку. Эмоционально выступил слесарь Сергей Ковальчук:
– Вот вы, 5 человек, – руководство района. Вы все молдаване, как с левого, так и с правого берега Днестра. Вам несложно выполнить эти законы. Для нас же, русских, украинцев, болгар да и молдаван левобережья, это серьезная проблема, а ведь нас больше половины работников предприятия.
Председатель райисполкома не очень внятно стал возражать, хотя все прибывшие понимали, что коллектив прав, а директивы из ЦК КП Молдавии и Совета Министров требовали от них совсем другого. Бастующих поддержали коллективы консервного завода, МСО, Агротранс, узла связи и другие.
После этого в районе (левый берег) и в с. Кунича (правый берег) прошли митинги и сходы граждан, на которых граждане поддерживали бастующих и требовали введения в Молдавии двух государственных языков.
Очень многое было непонятно как для специалистов, так и для рядовых граждан района. Как-то ехал через село на правом берегу района и вижу возле школы стоят учителя. Очень спешил, но не остановиться нельзя было. Секретарь райкома не так часто заезжает в отдалённые села. Короче побеседовали о том, о сём и, как и ожидал, задали мне вопрос: «Как Вы относитесь к проекту законов об языках?». Я им говорю: «Среди вас есть те, которые учились в Кишинёвском государственном университете и вы, наверняка, знаете, что в своё время ректором был каменчанин А.М. Лазарев, академик АН МССР, бывший министр культуры, бывший секретарь ЦК компартии Молдавии (кстати, один из тех, кто привёз памятник Стефана Великого из Румынии в Кишинёв, заложил аллею классиков, строил комсомольское озеро). Ему этот же вопрос задали журналисты Кишинёва. Ответ их обескуражил. Документально известно, что Стефан Великий был молдаванином, говорил на молдавском языке и писал на кириллице. Кстати, и после него великие мыслители Молдовы: Мирон Костин, Николай Милеску Спэтару, Ион Некулче делали то же самое. Почему нынешние молдаване, являясь последователями великого господаря, должны менять язык, графику, национальность.
Разговор закончился сумбурно, но я понял, что часть людей много просто не знают.
В 1990 году, в марте, я был избран заместителем председателя президиума Каменского райсовета народных депутатов. Председателем – П.Г. Дубаларь Он же был и первым секретарём райкома партии. Через пару месяцев он уехал в Кишинев, и всю работу райсовета пришлось проводить мне. Сложность заключалась в том, что почти половина депутатов была с правого берега Днестра, поэтому при принятии решений нелегко было найти вариант, который устраивал бы всех. Даже регламент был принят только после трёх заседаний сессии райсовета.
Советы – единственный легитимный орган власти, поэтому многие вопросы решались не без участия и руководства районного совета. Так были организованы и проведены выборы в Верховный Совет ПМССР 25 ноября 1990, несмотря на угрозы властей Молдовы. Такие же угрозы и предупреждения поступали из-за того, что мы не водрузили над районным Советом государственный флаг тогда еще ССР Молдова (триколор).
Не менее резонансным было решение президиума райсовета от 10 апреля 1991 г. «О преобразовании отделения Агропромбанка СССР в отделение акционерного коммерческого банка» и передачи основных фондов и имущества Каменского отделения Агропромбанка СССР вновь созданному банку. На деле это было одно из важных звеньев создания финансовой системы республики. Конечно, последовали предписания и предупреждения прокурора Молдовы, но дело было сделано.
Власти Молдовы не могли оставить без внимания все эти процессы. В район была десантирована группа писателей, учёных Молдовы для изучения обстановки во главе с депутатами ВС Молдавской ССР И. Ватаману и Л. Истрати. Они побывали в сёлах района, встречались с населением. Конечно, и в украинских, и в молдавских сёлах сказали решительное «нет» закону о языках. В молдавском селе Подойма им сказали прямо: «Мы веками живём здесь рядом с украинцами и хотим и дальше жить в мире и согласии». После этих встреч И. Ватаману как опытный человек высказался: «Какие грубые ошибки мы допустили», имея в виду руководство Молдовы.
В район (в левобережную часть) приезжали и другие группы. Так группа П.Г. Дубаларя, бывшего первого секретаря РК КПМ, на сессии райсовета пыталась убедить депутатов в их неправоте. В противовес им на сессию мы пригласили ветеранов Великой Отечественной войны, которые своими выступлениями разбили в пух и прах доводы приезжих.
Президент Молдовы М. Снегур, видя такое положение дел, издал указ об упразднении президиумов райсоветов народных депутатов. Тем самым были развязаны руки приднестровцам, и в сентябре 1991 года депутаты райсовета левобережной части собрались на сессию и создали свои органы власти. Председателем райсовета и исполкома был избран Л.Я. Матейчук.
Я был утверждён председателем Комитета государственного контроля, который через время был реорганизован в Счётную палату.
Время показало, что в этот переломный период действия приднестровцев были правильными и своевременными, они позволили создать небольшое многонациональное государство – Приднестровскую Молдавскую Республику.
Не могу не назвать тех, кто в этот судьбоносный для ПМР период проводил большую работу среди населения города и сёл по созданию, становлению и укреплению республики. Среди них – руководители предприятий, хозяйств и сёл: В.Д. Токан, М.П. Король, М.Е. Шкильнюк, Г.А. Иванов, В.Н. Черный, В.К. Дядько, главы администрации района Л.Я. Матейчук, А.Н. Бут, В.В. Руньковский, а также активисты – настоящие патриоты В.П. Сорочан, А.Г. Татаровский, И.Н. Стасишен и все ветераны Великой Отечественной войны.
В. БЫРКА, председатель ОО «ОСТК г. Каменка»
(Источник фото на главном изображении к записи: dzen.ru — Субъективный путеводитель)